Православная свадьба в России

Православный ведущий на свадьбу

Ведущий и музыканты на православную свадьбу, венчание, христианский праздник

Интеллигентный ведущий . Благочестивый сценарий.

Только приличные конкурсы и не пошлые игры.

Христианские свадебные песни. Не вульгарные светские (мирские) песни.

Дуэт Я и Ты.

8 903-763-5510 Анатолий

8 903-565-0213 Ольга

Христианские песни на свадьбу

Группа Авана. Альбом Это Любовь

Конкурсы на свадьбу, которые мы не проводим

Мы не проводим пошлых конкурсов с юмором “ниже пояса”, даже если кто-то из гостей настойчиво просит. Мы не проводим конкурсов унижающих человеческое достоинство. Мы не проводим конкурсов, ставящих человека в неловкое положение, конкурсов в которых участники будут испытывать дискомфорт. Не проводим алкогольных конкурсов. Так же мы не проводим травмоопасных конкурсов. “Денежные конкурсы ” (аукционы, лотереи, гадания на мальчика-девочку и т.д.) проводим только по согласованию с молодожёнами. Конкурсы, связанные с переодеванием гостей можем провести в качестве исключения только по убедительной просьбе заказчика.

Венчание

Сегодня мы все чаще возвращаемся к обычаям и традициям старины. Касается это и свадебного обряда. Сегодня все чаще молодожены после Загса ходят в церковь для того, чтобы обвенчаться. Что же за обряд такой, венчание?
Венчание – это, конечно же, никакое не волшебство и магия, это особенное церковное таинство, в ходе которого дается благословение Церкви на супружеский союз. Венчаться значит принять обещание жениха и невесты хранить верность друг другу, не осквернять изменами супружеское ложе, нести крест супружества всю жизнь. Венчание – самый торжественный, радостный христианских обрядов, оставшийся нам от далеких предков .
Великолепное убранство церкви, белоснежный наряд невесты, праздничные одежды священнослужителей, сияющие от счастья лица новобрачных, отличное настроение друзей и родственников, и, естественно, само богослужение – все это создаст непередаваемую атмосферу любви и счастья. Но не стоит воспринимать церковный брак только лишь, как красивый обряд.
Все обряды в церкви подчеркивают для нас бесценность человеческой жизни, в которой случается все: как любовь, так и смерть, как радость, так и горе. Они помогают понять нам себя, свою душу.
Супружество для христиан – это серьёзный поступок .Жених и невеста должны осознавать всю принимаемую на себя ответственность за совершение такого шага, его святость. Два человека, полюбив друг друга, становятся единым целым, становятся одной личностью в двух лицах.
В Священных Писаниях брак – это выражение запредельной радости, полноты торжества любви. Апостол Павел сравнивал супружеский союз с союзом Христа и Церкви: как церковь, то есть мужи и жены вместе покорны Христу, так и жены должны быть покорны мужьям, как Богу, а мужья заботиться о женах, как Христос о церкви. Семья, по его мнению, – это малая Церковь, и в создании семьи заключается цель и смысл венчания и брака.

Послание к Ефесянам глава 5

Любящий свою жену любит самого себя. (Ефесянам 5:28).

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. (Ефесянам 5:31).

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Ефесянам 5:33).

Первое послание к Коринфянам

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Правила венчания

Таинство состоит из двух частей – обручение и венчание.

Венчающиеся должны быть православными христианами. Жених должен достичь возраста восемнадцати лет, невеста – шестнадцати, жених и невеста не должны быть близкими родственниками

Если кто-то из них уже трижды состоял в браке, церковь отказывается проводить венчание .

Как проходит церемония венчания легко найти в интернете по запросу “Православная церемония венчания “

Православная свадьба в России

Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, “толстотрапезные”, иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью “французского с нижегородским”.

Большинство свадебных обрядов – это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук. Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано – в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.

Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции “надгробным памятником” браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей “участи”, так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:

“Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я”.

Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась “половиной венца”. В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.

У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.

После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» – икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.

Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой – мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.

Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

Читайте также:  Первый свадебный танец

В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.

Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.

В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.

Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…

Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.

На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.

В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя – атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.

Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.

Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.

Венчание. Часть 5. Свадьба

Как подготовиться к Таинству венчания?

Не отметая всех забот о технической стороне свадебных приготовлений (наряды, машина, праздничный стол и т.д.), нужно помнить, что подготовка к венчанию, в первую очередь, должна быть духовной. Но если быть более точным, то стоит разделять подготовку к свадьбе и подготовку к венчанию. Свадебные заботы, конечно же, должны иметь место. Было бы странным видеть жениха и невесту, которые не готовятся к собственной свадьбе. А вот о подготовке к венчанию сказать нужно. Жениху и невесте, которые готовятся вступить в церковный брак, обязательно нужно просить у Бога помощи. Чаще бывать на богослужении, исповедаться, причащаться, участвовать в церковной жизни. Кто не воцерковлен – воцерковляться, воспринимать порядок христианской нравственности. Во многих православных храмах для будущих супругов проводятся специальные пастырские беседы, в которых священник разъясняет смысл христианского брака

К Таинству венчания жениху и невесте стоит подготовить себя постом, молитвой, исповедью и причащением Святых Христовых Тайн. Начиная свадебные приготовления, совсем не лишним было бы попросить священника отслужить молебен «о призывании помощи Святого Духа перед началом всякого благого дела». Молитвенное правило в дни подготовки к венчанию должно определяться благочестием и духовным рвением будущих супругов, а также советом духовника. Молитва никогда не бывает лишней, а по слову свт. Иоанна Златоуста – молитва есть наша благоговейная беседа с Богом. Благочестивая церковная традиция предписывает прибегать к церковным Таинствам прежде очистив себя постом.

Это правило касается и венчания. Трехдневный пост (как минимум) был бы совсем не лишним. Естественно, что нужно очистить не только тело постом, но и душу. А в этом поможет Таинство покаяния – исповедь. Тем более, что благочестивым жениху и невесте обязательно захочется причаститься перед венчанием. Воспоминая древнюю традицию, по которой христиане начинали свою совместную жизнь у Чаши Христовой, будущим христианским супругам должно перед венчанием приступить к Таинству Святого Причащения.

Стоит сказать несколько слов и о некоторых других необходимых приготовлениях к венчанию. По традиции невесту одевают в белое подвенечное платье. Белый цвет – это символ чистоты и целомудрия. Сохранение чистоты и целомудрия – это обязанность не только невесты, но и жениха. Жених и невеста в равной степени должны блюсти себя. Белые наряды не одевают на венчание супруги, уже прожившие некоторое время в гражданском браке (зарегистрированном в ЗАГСе), или жених и невеста, имевшие интимные отношения до брака.

Но если в первом случае все понятно и не требует каких-либо определенных разъяснений, то во втором все может оказаться довольно непросто. Афиширование добрачных отношений может серьезно скомпрометировать жениха с невестой перед людьми. Но имевшие плотские отношения до брака жених и невеста, все таки облачившись в белые наряды, фактически будут лицемерить перед Богом и людьми. Этот вопрос очень сложный и поэтому его стоит разбирать только со священником в личной беседе.

На венчание необходимо принести иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (обычно берут образ Казанской иконы Божией Матери). По традиции этими иконами супруги будут в будущем благословлять своих детей на вступление в брак. Если в семье эта традиция сохранялась, то это могут быть родительские иконы. Жениха родители благословляют иконой Спасителя, а невесту – иконой Божией Матери. Во время венчания священник благословляет этими иконами супругов.

Необходимый атрибут на венчании – обручальные кольца. Кольца символизируют вечность и неразрывность брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. На обручении, которое предшествует венчанию (обручение и венчание по современной практике совершаются вместе), священник благословляет кольцами жениха с невестой и им одевает кольца на безымянные пальцы правых рук. Этим действием, при прочтении определенных молитв, и совершается церковное обручение.

Также необходимо принести венчальные свечи (обычно специальные наборы продают в храмах). Эти свечи брачующиеся будут держать в руках во время венчания. Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу.

Нужно принести на венчание белый плат (полотенце) – рушник, на который встанут во время венчания жених с невестой. Поэтому и длина его должна быть соответствующей. Символическое значение белого плата то же, что и белые одежды – нравственная чистота мужа и жены.

Что принято дарить на венчание?

Конечно, четких указаний на этот счет нет. Но в отличие от свадебного подарка, который, как правило, носит практическую роль для будущей совместной жизни супругов (какая-то бытовая техника, домашняя утварь и проч), подарок, преподнесенный на венчании, должен быть духовно полезным, напоминающим о воспринятом Таинстве. Это могут быть иконы, духовная литература, церковная утварь (к примеру, красивая лампада для домашнего иконостаса) и т.д.

Совсем не лишним будет сказать о том, как должно отпраздновать Таинство венчания. Проще говоря, стоит поговорить о том, как справить свадьбу в христианском духе. Ведь ни от кого не секрет, что на свадьбе у нас думают обо всем, о чем угодно, но только не о христианском духе.

Как справить свадьбу православным христианам?

Конечно, в таком сложном деле как свадебные приготовления есть много нюансов и установившихся традиций, которые разнятся от местности к местности. Везде есть свои национальные и местные обычаи. Но они никак не должны влиять на то, чего должны придерживаться православные христиане. Это, в первую очередь, вопросы веры. Если местные обычаи диктуют отдать дань языческим традициям, то должно смело отказаться от них. Свадебному пиру должно быть чуждо всякого рода невоздержание и неприличие.

Прискорбно бывает видеть православных, забывших о своем высоком звании и предающимся разгульному язычеству. Чего только не увидишь сейчас на свадьбе – упившихся до «поросячьего визга» гостей (бывают даже молодожены), дикие и развратные танцы, нескромные речи, бесстыдные песни и многое другое.

А ведь Святая Православная Церковь призывает к воздержанию во всем, в том числе и в гуляниях на свадьбе. Это выразилось даже в каноническое правило: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора). Конечно, свадьба – это радостное событие, но веселье веселью рознь. Веселье тоже может быть умеренным. Поэтому пусть каждый, руководствуясь церковными канонами и собственной совестью, устроит свои брачные торжества.

Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи.

Поэтому будущим супругам, вступающим в церковный брак, было бы совсем не лишним узнать, что Православная Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Идеал христианского брака — абсолютная моногамия, исключающая второй брак.

Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.

Снисходя к немощи человеческой и желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам, в определенных случаях даже давая благословение на вступление во второй церковный брак. Но для того, чтобы дать такое благословение, Церковь, как минимум должна констатировать факт распадения первого брака и невозможность его восстановления. Это действие Церкви получило название «расторжение церковного брака». Хотя на самом деле Церковь брак не расторгает, а лишь констатируя факт распадения первого брака, при определенных условиях, дает благословение на вступление во второй брак.

Поэтому, как отмечено в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, «согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода», когда супруги хотят развестись по гражданскому законодательству и одновременно получить «церковный развод». Но если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается расторжение церковного брака.

В каких случаях допустимо расторжение церковного брака?

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Подводя итог, хочется еще напомнить, что венчание – это Таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Таинство венчания не гарантирует того, что супруги никогда не будут ругаться или, в силу определенных причин, не разведутся. Таинство брака, как и любое Таинство, должно хранить благоговейно, возгревая то светлое чувство, приведшее к брачному союзу, продолжаемому в Вечности.

Читайте также:  Какой иконой благословляют молодоженов на свадьбе

Дай Бог всем готовящимся вступить в брак глубокого осмысления этого ответственного шага на основании православного учения о браке, а всем уже состоящим в браке должного почтения и благоговения к принятой святыне.

Список традиций русской свадьбы: основные, современные и устаревшие обряды

Безусловно, на любой свадьбе присутствуют хоть какие-то свадебные традиции и обычаи. В нашем материале мы расскажем Вам как о старинных обрядах, так и о более современных, а вот каким именно следовать, решать только новобрачным .

Современные

Многие новомодные традиции супруги позаимствовали у европейских стран. Ниже мы перечислим некоторые из них, которые уже вовсю используют в России.

Клятвы

Наверное, один из самых трогательных моментов на свадьбе – произношение клятв молодоженами. Делается это чаще всего во время выездной регистрации брака.

Подготовить речь следует заранее, отрепетировать ее и четко произнести на самом празднике. Клятву можно придумать самостоятельно или заказать в интернете, в прозе или красивых стихах, главное, чтобы она была от души.

Песочная церемония

Изюминкой Вашего торжества может стать песочная церемония. Традиция заключается в создании украшения и так называемого талисмана двух сердец. Вам понадобится стеклянная колба и разноцветный песочек, которые можно найти в специализированном магазине или на просторах интернета. По очереди муж и жена заполняют капсулу песком, таким образом, создавая уникальный рисунок.

Бенгальские огни

Вместо дорогого салюта или фаер-шоу можно устроить более бюджетный и не менее фееричный финал Вашего свадебного дня – зажжение бенгальских огней.

В конце вечера супруги вместе с гостями выходят на улицу и зажигают огни. Сквозь созданный приглашенными «коридор», проходят новобрачные, все это выглядит очень символично и красиво, а фотографии получаются невероятно шикарными и волшебными.

Классические

Жених и невеста редко обходят стороной эти традиции, ведь они призваны закрепить семейные узы, а день бракосочетания делают еще более увлекательным и интересным.

Обмен кольцами

Как, наверное, многие знают, свадебные колечки символизируют любовь, верность и преданность, поэтому их принято носить после росписи и не снимать. Поломать или потерять такое кольцо считалось плохой приметой, которая предвещала скорый развод.

Обмениваться кольцами достаточно давний обряд, дошедший и до наших дней. Но, конечно же, самым значимым в супружеской жизни являются не сами украшения, а настоящие и искренние чувства.

Замочек

Еще один ритуал, пользующийся популярностью и на современных свадьбах – это замочек, который влюбленные крепят в день своего праздника на заранее выбранном месте. Ключик от него молодожены должны выкинуть, это означало, что замок будет вечно висеть и никогда не откроется, как и новая семья, всегда будет вместе и не распадется.

Голуби

После окончания официальной части многие новоиспеченные супруги проводят трогательную церемонию – выпускают в небо белых голубку и голубя, ведь они олицетворяют любовь и мир в семье.

Хлеб-соль

Один из самых старинных обычаев, но и в наши дни присутствующий на свадебных церемониях – это встреча брачующихся их родителями с караваем или как еще говорят «хлебом и солью». Такой хлеб считался символом изобилия и удачи в супружестве. По форме он чаще всего был круглым, а украшали его обычно фигурками лебедей или колосками пшеницы, ведь это к достатку в совместной жизни, счастью в браке и скорому прибавлению.

Согласно данной традиции, жених и невеста вместе откусывают от каравая по кусочку, чей в итоге оказывался больше, тот и становился главным в доме.

Бить бокалы

Почти на каждой свадьбе можно увидеть, как молодожены бьют бокалы. Считалось, что такое действие привлекало удачу и гармонию в супружество. Чем больше получится осколков стекла, тем дольше будет совместная счастливая жизнь супругов.

Для осуществления такого обычая лучше всего приготовить другие бокалы. Ведь праздничные бить не рекомендуется, так как их по традиции принято хранить на протяжении всей жизни, а использовать только в особых случаях, например, на рождение ребенка или годовщину брака.

«Горько!»

Именно «Горько!» кричат собравшиеся на свадьбе гости. Этому есть три объяснения, которые придумали наши предки:

  1. По одной из версий такой обычай связывают с суеверием, согласно которому нечистая сила может испортить как свадебный день молодых, так и супружескую жизнь в целом. А чтобы этого не случилось, гости стали кричать «Горько!».
  2. В древности это был вовсе не призыв к поцелую. Новоиспеченная жена разносила на подносе водку для приглашенных, они выпивали по рюмке, а взамен этого клали деньги или подарки, а потом кричали «Горько!». Таким действом они подтверждали горечь крепкого напитка.
  3. Согласно третьей легенде, собравшиеся на торжестве кричали «Горько!», чтобы своим сладким поцелуем супруги подсластили вино.

Первый танец молодоженов

Очень романтичная традиция, которая отображает чувства, взаимоотношения и гармонию влюбленной пары.

Не стоит бояться свадебного танца и относится к нему, как к испытанию. Даже если Вы совсем не умеете танцевать, то необязательно кружиться в вальсе, достаточно лишь выучить пару движений и станцевать под любимую современную композицию.

Танец дочери с отцом

Существует и такая трогательная традиция, как танец дочки с папой на своей свадьбе. Довольно распространено во время такого выступления включать на экране слайд-шоу с детскими фото невесты с отцом.

Семейный очаг

Этот ритуал идет со времен древней Руси. Тогда родители новобрачных зажигали свечки, то есть семейный очаг и потом от них передавали огонь на свечи своих детей. Считалось, что таким способом родные делились с молодоженами своим опытом, мудростью, традициями, любовью и теплом.

Бросание букета и подвязки

Наверно, самый известный и популярный обычай – это бросание букета и подвязки в толпу незамужних и неженатых гостей. Той девушке и парню, которые ловят их, пророчат следующую свадьбу.

Букет новобрачной чаще всего берегут, а для бросания специально заказывают букетик-дублер, небольшого размера. Ведь объемный тяжелый атрибут неудобно бросать, да и цветы в нем могут сломаться, что омрачит настроение поймавшей его гостьи.

В наши дни многие невесты не соблюдают рассматриваемую традицию и вовсе не бросают букетик, а дарят его какой-то конкретной подруге. Иногда они специально заказывают несколько цветочных свадебных композиций для всех своих незамужних подружек и раздают их во время банкета, таким образом, никто не обидится и все останутся довольными.

Что касается подвязок, то в наше время их некоторые женихи заменяют на бабочки или бутоньерки, которые и кидают.

Свадебный торт

Обычай угощать праздничным тортом и совместно разрезать его женой и мужем пришел к нам из Древнего Рима, такое действие обозначало соединение двух семей воедино.

В современном мире почти все молодожены переняли эту традицию. Ведь практически на каждой свадьбе имеется шикарное сладкое лакомство, которое украшает торжество и подчеркивает индивидуальность молодой пары. Вариантов тортов сейчас огромное количество: и с ягодой, и с цветами, и с фруктами, и с художественной росписью, и с интересными фигурками. Какой именно выбрать десерт, чаще всего зависит от стиля и формата свадебного дня.

Классическая подача тортика происходит в конце вечера, его выкатывают на столике с колесиками или специальной тележке. Супруги вместе режут первый кусок, которым кормят друг друга или же отдают его родителям со словами благодарности.

Устаревшие

Выходить замуж в старом, новом, взаймы взятом и голубом

Такой обычай родом из Англии и идет еще со времен Викторианской эпохи, но некоторые по сей день придерживаются его. Он гласит, что на каждой невесте должно быть одето что-то:

  • из нового;
  • старого;
  • одолженного;
  • а также голубого цвета.

Новым всегда было, несомненно, свадебное платье, оно олицетворяло свет и чистоту семейных уз.

Из старого чаще всего брали какие-то украшения матери или бабушки, которые переходили по наследству. Если фамильных драгоценностей не нашлось, то вполне можно использовать что-то другое, к примеру, брошь или цепочку мамы. Такая вещь становилась символом связи между поколениями, она несла в себе тепло родителей, вложенное в дочку, которое девушка должна принести в свою новую семью.

Одолженное – это вещи, которые счастливой новобрачной одолжили ее подружки. Они нужны, как символ того, что рядом с поженившимися и после их бракосочетания всегда будут родственники и друзья, которые окажут поддержку и придут на помощь в любой момент.

В качестве голубого, который в свою очередь, подразумевает чистоту, честность и верность, невесты часто использовали подвязку. Также хорошая идея добавить в макияж рассматриваемый оттенок или же в наряд, это может быть атласный поясок или элементы на туфельках.

Свадебное платье

Наверное, многие знают, что по давней традиции, платье будущей жены должно быть белым и новым. Белоснежный – символизирует юность и невинность. Именно поэтому женщины, которые выходят замуж не впервой часто выбирают другие оттенки наряда. Новое же, это своего рода новая жизнь, которая начинается с момента заключения брака.

Мода изменчива, поэтому в современном мире невесты все чаще отказываются от белоснежного свадебного наряда. На замену ему пришли другие утонченные пастельные оттенки такие как: шампань, чайная роза, айвори и так далее. А некоторые и вовсе заменяют платья на костюмы или комбинезоны, что в этом сезоне является пиком популярности.

Наличие фаты

Фата, как свадебный аксессуар используется уже на протяжении 2 тысяч лет. Например, в Риме дамы скрывали лицо именно таким элементом, это показывало их скромность, таинственность и целомудрие. И лишь после свадьбы мужчине было позволено снять этакую завесу с возлюбленной. Российские же невесты, согласно данной традиции, впервые должны выходить замуж надев фату, таким образом, заявляя о своей чистоте и непорочности. Если речь заходила о втором и последующем браке, то это, естественно, становилось излишним.

Конечно, в наши дни к рассматриваемому обычаю стали относиться попроще, а фату воспринимают как красивый свадебный атрибут. Ведь часто можно увидеть новобрачных с диадемой, ободком, венком или каким-то другим украшением на голове.

Снятие фаты

Достаточно важная, но устаревшая традиция на свадьбе. Включают медленную композицию и в это время свекровка заменяет фату невестки на платок. Данное действие обозначало, что девушка переходит от статуса невесты в новый статус жены.

Букет и бутоньерка

Издавна букетик новобрачной жених собирал самостоятельно, рвал его в поле или собственном саду. Современная же невеста уже навряд ли разрешит возлюбленному самостоятельно выбрать для нее букет, ведь он должен подходить к ее праздничному наряду, аксессуарам и прочему. А так как многие девушки все же придерживаются примете, согласно которой будущий муж не должен видеть ее платье до свадьбы, мужчина априори не сможет правильно подобрать рассматриваемый аксессуар.

В свадебный день букетику отведена важная роль на выкупе. Пройдя все испытания, счастливый жених дарит своей избраннице цветочную композицию. Взяв ее в руки, она соглашается на брак, потом же девушка вынимает из букета цветочек и прикалывает его на грудь любимому. Отсюда и пошел другой обычай – это наличие свадебной бутоньерки, которая обязательно составлялась из таких же цветов, что и атрибут невесты.

Прощание с холостяцкой жизнью

Довольно старая традиция – это организация девичника накануне брака. На Руси девчонки собирались дома у будущей супруги, расчесывали ей локоны, посещали баню и рассказывали о тяжбе супружеской жизни. Они это делали для того, чтобы сберечь невесту от порчи.

Обычай отмечать мальчишник с друзьями, появился относительно недавно. Ведь в древности, жених должен был перед свадьбой один идти в баню.


Благословить молодых

Затрагивая тему традиций в России, конечно, нельзя обойти стороной и такой давний обычай, как благословение родителей. Ведь, по мнению наших предков, именно после него их дети точно будут счастливы в браке. Каждого из будущих супругов с утра перед бракосочетанием должны благословить их мамы или крестные.

Далее же, рассматриваемый свадебный ритуал будет состоять еще из 2-х этапов. Первый происходит перед росписью в ЗАГСе. Родители невесты благословляют ее с женихом, чаще всего это бывает в квартире у будущей супруги, после выкупа, но до выхода из дома. Ведь считалось, что за порогом и начнется новая жизнь влюбленных, именно поэтому первое одобрение должно случиться перед тем, как выйти из родительского «гнездышка». Родные девушки желали счастливой супружеской жизни молодым и произносили слова напутствия, что являлось неким одобрением избранника дочки.

Второе же влюбленные получают от мамы и папы новоиспеченного мужа. Оно происходит после ЗАГСа, но перед началом застолья. Родные мужчины также произносят трогательную речь и желают счастья в браке.

Выкуп

Издавна выкуп носил исключительно финансовый характер, молодой человек должен был доказать свою состоятельность, а также продемонстрировать щедрость и показать, что ему за возлюбленную не жалко никаких денег. В современном мире – это уже как веселая игра, со смешными конкурсами. Готовят ее подружки невесты. Если мужчина не справляется с заданиями девчонок, то откупается от них деньгами, конфетами и так далее. Конечно, это чисто символическая сумма.

Осыпание молодоженов

Есть и такая давняя традиция, как осыпание, для чего берут, например, зерно, монеты или лепестки роз и подбрасывают над супругами. Такой обряд считался неким поздравлением молодоженов и пожеланием им счастливых и долгих лет в браке, достатка в финансовом плане и плодовитости.

Это было принято делать, когда новоиспеченная семья покидала стены ЗАГСа или же по приезду к банкетному залу, где и происходило само празднование свадьбы.

  1. Зерном, к примеру, гречкой, рисом или пшеном, то это символизировало скорое появление детей.
  2. Конфетками в цветной упаковке – пророчили молодым сладкую жизнь.
  3. Монетами – к материальному достатку и состоятельности.
  4. Бумажным конфетти, лепестками роз и другими красивыми цветами – к романтизму в отношениях, любви и вниманию супругов друг к другу.

Хорошим знаком было принято считать, если при осыпании супругов, присутствовало много маленьких ребятишек, ведь это предвещало скорое прибавление в новой семье.

Вот Вы и познакомились со свадебными обычаями и традициями России, и теперь можете планировать свое торжество с наиболее понравившимися. Желаем красивого и незабываемого праздника, который запомнится надолго и Вам, и Вашим близким!

Свадебные обычаи и традиции в России

Россия — многогранная уникальная страна, история которой насчитывает сотни красивейших обрядов, сопровождающих, в том числе, и свадебное торжество. До сегодняшнего дня сохранились некоторые традиции, исполнение которых скорее дань истории и дополнительная забава для гостей. Собираясь организовать бракосочетание, не лишним будет изучить свадебные обычаи России и найти в них много общего с современными ритуалами.

Благословение молодых

Обязательной традицией, предшествующей таинству брака, было благословение родителей, которое соблюдалось неукоснительно. Дети обращались к родичам со словами: «Благословите батюшка, матушка!». В ответ мать с отцом, держа в руках икону, отвечали — «Бог благословит!» В стародавние времена практически все люди были крещенные. В настоящее же время, получающие благословение с иконой некрещенные молодые, скорее следуют моде, так как божьего благословения как такового они не получают.

Читайте также:  Чеченская свадьба: особенности, традиции, обряды

Обряды

Наряду с высокой степенью религиозности русской нации народ свято верил и в потусторонние силы. На бракосочетании необходимым было присутствие колдуна, чародея, который оберегал бы молодых от сглаза, отвлекал от них веселыми шутками и игрищами сатанинское зло. На современной свадьбе в России колдуна легко узнать в облике разудалого тамады. Организатор церемонии создает праздничную атмосферу на торжестве, веселит и развлекает гостей.

Сватовство

По старорусским заветам хлопоты со сватовством целиком и полностью лежали на родителях. За ними оставалось решающее слово — быть свадьбе или нет. Именно родители определяли размер приданого, контролировали расходы на торжество. Свадебные традиции России сегодня позволяют детям самим делать выбор, а также решать вопросы, связанные с организацией торжества. Но по-прежнему визит к родителям невесты для официального разрешения на брак считается знаком приличия, уважения.

Выкуп

В русских свадебных традициях было естественным для жениха и его родителей заплатить за свое счастье, то есть осуществить выкуп. На сегодняшний день ритуал выкупа — это веселая забава для молодых, друзей и всех участников празднества. Нетерпеливому новобрачному веселящиеся гости подкидывают задания, придумывают препятствия по дороге к любимой. Обычно жених откупается мелкими суммами денег или сладостями.

Сговор

На Руси после сватовства проходил обычай сговора. Так именовали долгие беседы о совместных вложениях в бюджет свадьбы. Обговаривались размеры приданого невесты, семейного капитала и выкупа. Такое мероприятие напоминает юридическое оформление брачного контракта, которое регламентирует расходы членов семьи и наследство в случае развода.

Застолье

На Руси юным молодым перед торжественным обедом выносили свадебный каравай с солонкой соли. Отведав ритуального хлеба, новобрачные кланялись в пояс гостям, а те в свою очередь символически благословляли их, осыпая зерном, символом достатка и благоденствия. Сейчас при выходе из Дворца бракосочетания жениху и невесте устраивают фейерверк из лепестков прекрасных роз. А в процессе праздника происходит вкушение ритуального каравая.

Обычай кричать «Горько!» раньше происходил несколько иначе. Невеста по очереди подходила к каждому гостю с праздничной стопкой на подносе. Выпив, приглашенный кричал «Горько!», демонстрируя таким образом, что ему поднесли хмельной праздничный напиток. А взамен было принято класть на поднос денежные суммы и подарки.

Современные свадебные традиции России, связанные с застольем, обросли новыми интересными моментами, уже прочно укоренившимися среди населения. Так, свидетели скрепляют две бутылки шампанского для молодой семьи. Первую бутылку игристого напитка новобрачные берегут до первой годовщины свадьбы, вторую полагается открыть в честь рождения первого ребенка.

По свадебным обычаям танцевальный вечер открывают молодые своим первым танцем. Затем плясать выходят все желающие, а следом, как правило, начинается развлекательная часть торжества.

Венчание

Обряд венчания в настоящее время проводится не всегда или откладывается на другое время. После регистрации и посещения церкви новобрачные совершают увеселительную прогулку по городу. Во время такой поездки нередко происходят нововведенные обряды современных свадеб. Например, на мостах вдвоем закрывают замочек на ключ, что символизирует нерушимость брака. Или повязывают голубям на лапки ленточки розового и голубого цвета и отпускают их для определения пола ребенка. С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша.

Девичник и мальчишник

Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся.

Свадебные кольца

Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай. Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами.

Букет невесты

Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених.

Похищение невесты

Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться.

Туфелька невесты

Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам. Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца.

Рушник

Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом.

Свадебный каравай

Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб. Поэтому молодым полагалось вкусить данное лакомство, чтобы их жизнь была без нужды, голода и лишений. Современная интерпретация ритуала преобразовалась в шуточную форму. Откусывая от каравая, жених с невестой норовят отхватить ломтик побольше, чтобы занять лидирующую позицию в паре. В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло. На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат.

Брачная ночь

Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя.

Обычай проводить первую свадебную ночь вне родных стен призывает молодых людей скрыться от злых чар, спрятаться в другом месте. Часто ночлег новобрачным предоставляли родственники, или в качестве экзотического варианта молодых людей отправляли на сеновал, оборудованный сарайчик. Современные молодожены также жаждут приключений и для этого бронируют номер в гостинице, арендуют апартаменты.

В отличие от славянских традиций, второй день банкета стал необязательным. Вместо него юные влюбленные предпочитают свадебное путешествие, медовый месяц в каком-нибудь курортном месте.

Несмотря на то, что культура постоянно меняется и многие традиции утрачивают свою актуальность, свадебное торжество навсегда останется самым великолепным и запоминающимся событием в жизни. А чтобы свадьба стала настоящим праздником любви и веселья, необходимо приложить все усилия и как следует подготовиться.

Брачные мифы

Действительно ли существуют некие мистические знаки, указывающие на благополучие или неудачу будущего супружества? Настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Витебска протоиерей Владимир Артеменко прокомментировал самые распространенные свадебные приметы и предрассудки.

Если подгадать бракосочетание к одинаковым цифрам дня, месяца, а еще лучше и года – брак будет счастливым.

Вспоминается, как на протяжении девяти лет желающие создать семью женились 01.01.2001, 08.08.2008 или в другие годы с подобными цифровыми совпадениями. Работники ЗАГСов говорили, что в эти дни регистрировалось самое большое количество пар. И к нам, священникам, чаще обращались с просьбой обвенчать именно в указанные даты. Что не всегда представлялось возможным. Поскольку, например, 1 января 2001 года выпадало на строгую неделю поста накануне Рождества Христова. Или на Великий пост – 04.04.2004.

Да, есть даты, к которым молодые издавна подгадывали вступление в брак. Но речь шла не о каких-то якобы счастливых или несчастливых цифрах, а о больших церковных праздниках, с которых начиналась благословляемая Церковью свадебная пора. Это Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. И еще один пик свадеб приходится на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи.

Свадьба в понедельник – к богатству. Во вторник – к здоровью. Среда – день для свадьбы счастливый. Четверг принесет одни трудности в семейной жизни. Пятница также для свадьбы не годится.

Все эти приметы не имеют разумного обоснования. В Православии иной, осмысленный подход к брачным торжествам, выпадающим на конкретные дни недели. Среда и пятница являются постными днями, в которые вспоминается предательство и распятие Христа. Поэтому во вторник и четверг не венчают, ведь предстоящая брачная ночь – постная.

В мае нельзя расписываться в ЗАГСе и венчаться – будешь всю жизнь маяться.

Это суеверие пришло к нам из язычества, от древних римлян. Римские мужчины не женились в мае, потому что именно в этом месяце приносились жертвы мертвым и все носили траур. В Древнем Риме с 9 по 13 мая проходили Лемурии – дни, посвященные духам умерших. В этот период закрывались храмы, не совершались браки и в течение всего месяца празднества были нежелательны.

У славян последний месяц весны, напротив, предвещал веселье и радость. Ведь позади Великий пост. Продолжается весенний мясоед. Оживает природа.

Поверье, по которому якобы нежелательно вступать в брак в мае, возможно, связано с созвучием слов май – маета – маяться. Или же с тем, что в мае начинаются посевные работы.

Мнение Церкви на этот счет таково: «В мае месяце избегают браков якобы потому, что брачующиеся в этом месяце будут всю жизнь маяться, то есть плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого случайного совпадения слов».

Разве распадаются и бывают несчастливы только браки, заключенные в мае? Конечно, нет. Люди маются не потому, что в этом месяце семью создают, а от себялюбия и гордыни. За подобными суевериями часто скрывается внутренняя незрелость и уход от ответственности. Мол, семья не сложилась из-за того, что «несчастливые» даты для свадьбы выбрали, а не потому, что должных усилий не приложили к сохранению любви.

К слову, 21 мая Церковь чтит память евангелиста Иоанна Богослова. Его еще называют «апостолом любви». Этому святому молятся о благополучии и счастье супружества. Так что если у вас есть желание создать семью именно в мае, не стоит откладывать.

В високосный год свадьбу лучше не играть и не венчаться.

А пить, есть, ходить на работу можно? Так почему нельзя семью создать в году, где на один день больше, чем в остальных? Это единственное – и при этом несущественное – отличие високосного года от других.

Если в пост сыграть свадьбу – счастья не будет.

Это мнение ближе к истине. Церковь не благословляет брачные торжества в посты, поскольку это время молитв и покаяния. Особой сосредоточенной духовной жизни, которая мало сочетается с обильным столом и весельем, присущим свадьбе.

Невенчанный брак является греховным сожительством.

Церковь не считает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, прелюбодеянием или блудом. Брак может быть церковным и нецерковным. Но это настоящее супружество, а не блуд. Блуд – это сожительство вне брака, единение людей, которые хотят только делить свою плотскую жизнь без глубокой ответственности друг за друга. При этом они не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят узаконить отношения. Вдумайтесь в это словосочетание – «узаконить отношения». К слову, грех дословно переводится как беззаконие, то есть действия вне закона.

Венчание – это модный обряд.

Прежде всего, не обряд, а таинство. Чем отличается таинство от обряда? Обряд – это сам порядок совершения таинства, церковной службы. Или часть богослужения. Например, помазывание освященным маслом, освящение воды, жилища.

В таинствах человек освящается, обновляется, преображается на душевном, духовном и телесном уровне. Таинства – от слова «тайна». В них сокровенно действует Божественная благодать. Например, во время венчания пара мистически делается единой плотью. Это не просто красивый образ, метафора. Такое чудо буквально ощущают венчаные супруги.

Люди, которые сегодня приходят венчаться, бывают зачастую далеки от христианского понимания брака. Начинаешь с ними беседовать, и выясняется, что обвенчаться они хотят, потому что это «красиво, романтично и модно». Мало кто понимает, что венчаный брак – огромная ответственность перед избранником, Богом и обществом. И какое это имеет отношение к сиюминутному и преходящему понятию моды? Ведь супруги дают клятвы любви и верности не только друг другу, но и Господу. Здесь уже нет места легкомыслию. Мол, поживем – увидим, если что – разбежимся. Как говорил протоиерей Аркадий Шатов (сейчас епископ Пантелеимон):

«Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых личностей, а как на подвиг и школу любви. И если ты соединился в браке с человеком – должен пройти эту школу до конца, а не до первых трудностей»

Если падает кольцо во время венчания или погаснет свеча – к разводу или вдовству.
Не бойтесь таких моментов! Эти случайности не таят никакой зловещей мистики. К ним нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Беременной грешно венчаться

Грешно – до или вне брака забеременеть. Но опять-таки это не повод откладывать свадьбу или таинство брака. Перед венчанием жених и невеста исповедуются. На исповеди надо в этом покаяться. Родить в любом случае лучше, будучи обвенчанной. Ведь благодать этого таинства переходит и на детей!

Тем, кто прожил в браке много лет, венчаться уже нет смысла.

Венчаться есть смысл при любом стаже семейной жизни. Церковь только приветствует желание пар, проживших годы и десятилетия в крепком браке, скрепить его Божьим благословением. Ведь настоящий брак, начавшись на земле, продолжиться и в вечности. Там любовь мужа и жены раскроется во всей полноте и совершенстве. Сколько бы ни было лет такому союзу и супругам, их обвенчают с радостью.

Повенчались, а потом разбежались. Венчаться – к скорому разводу.

Венчание никак не может ускорить развод. Это абсурд. Венчаные и невенчаные союзы распадаются из-за нежелания супругов нести ежедневные, ежечасные труды в преодолении своей косности, негибкости, эгоизма.

Вечная любовь, к которой Церковь призывает мужа и жену, – это не только чувства, а еще ответственность и порядочность. А также волевое решение любить своего избранника несмотря ни на что. Независимо от уровня достатка, потери молодости и красоты с годами. Если не принять такого глубокого и серьезнейшего решения – чувства и брак станут крайне непрочными и шаткими. И будут зависеть от огромного количества обстоятельств.

Мне запомнились сказанные в свое время слова Патриарха Кирилла:

«Мы не язычники, чтобы считать таинство брака чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает ни человека, ни отношения сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то как может венчание сделать такое супружество прочным?»

Церковный развод называется «развенчанием».

Нет такого понятия как «развенчание». Поскольку люди сочетались в «плоть едину» – их отношения относятся к категории вечности. И только в некоторых обстоятельствах дается церковное благословение на повторный брак.

И, к слову, второбрачие, как и, в крайнем случае, третьебрачие – это снисхождение к человеческой немощи. Венчание для повторно брачующихся пар уже включает в себя две покаянные молитвы. Оно не такое торжественное, как для людей, вступающих в церковный брак впервые.

Добавить комментарий