Ингушские свадьбы: традиции празднования, обряды

Как проводятся ингушские свадьбы – традиции

Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.

После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.

Как проходит сватовство и помолвка

В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.

Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:

Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.

Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.

Девушка становится невестой только в том случае, если ее кандидатуру одобрили старейшие родственники юноши. Это забота о здоровье будущих поколений и генетическом развитии нации.

Зоахалол (сватовство) проходит в несколько этапов:

  1. Посредник, являющийся родственником жениха и невесты, заявляет родителям и представителям старшего поколения в доме девушки о намерении юноши свататься. Он рассказывает о женихе, расхваливая его, говоря о его достоинствах и способностях. После такого представления родные девушки проверяют все то, что было сказано, стремясь удостовериться в правильности и правдивости рассказа. В роли посредника может выступить тот, кто уважаем и почитаем в обеих семьях. Он возвращается через пару недель, чтобы услышать ответ родителей невесты. В случае согласия назначается день сватовства.
  2. Непосредственно сватовство. В доме родителей жениха собираются самые уважаемые люди. Это не всегда старики. Многие из них заслужили уважение благодаря своим знаниям, положению в обществе, духовному развитию. В число этих людей обязательно входят дядя жениха и посредник, который первым посетил дом невесты. Обязательным считается присутствие представителя религиозной общины. Им предоставляют полную подробную информацию обо всех родственниках девушки, о степени родства членов семей с той и другой стороны. Если сваты принимают положительное решение, наступает третий этап сватовства.
  3. Визит в дом родителей невесты. Здесь представителей жениха ждут многочисленные родственники девушки. Звучат речи, тексты которых составляют заранее, учитывая требования традиций. После долгих переговоров старейшины узнают ответ самой невесты, звучащий тоже в соответствии с традицией. Девушка говорит, что согласна с мнением отца и готова выполнить его волю.

Во время сватовства вносят урду – определенная денежная сумма, размер которой установлен. Дать меньше нельзя, а вот больше – разрешается. На сегодня минимальная сумма урду составляет 50 000 рублей. Это так называемая официальная сумма, однако жених может от себя лично передать девушке дополнительно деньги в любом количестве.

После передачи урду девушка считается засватанной и родственники жениха называют ее «наш человек» – независимо от того, на какое время назначена свадьба. Обычно сватают невест зимой или ранней весной, а свадьбу играют осенью.

Подготовка к свадьбе

Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.

В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:

  • постельного белья;
  • кухонной утвари;
  • ковров;
  • личных вещей (одежды и белья).

Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.

Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.

Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.

За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.

За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.

Проведение торжества

Свадьба в Ингушетии – одно из самых знаменательных событий. Это праздник не только двух семей. В торжестве принимают участие:

Присутствуют на празднике люди самых разных возрастов. Раньше всех их размещали в разных комнатах или домах. Женщины никогда не находились рядом с представителями сильной половины человечества. Перед тем, как молодые отправятся в ЗАГс или к месту выездной регистрации, к дому невесты направляется свадебный поезд. В нем много молодежи. Нет здесь только родных сестер жениха, которые остаются дома и готовят все необходимое для встречи гостей. Невеста ожидает будущего супруга в тайной комнате, вывести из которой ее может ближайший родственник или брат жениха.

Прежде чем девушка перешагнет порог родного дома, подруга прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой (чтобы молодая была счастливой и защищенной от злого глаза) и кладет ей за пазуху серебряную монетку, завернутую в лоскут белой материи (символ богатства и умения вести хозяйство).

Это атрибуты, которые девушка будет хранить долгие годы как святыню. Стоя за занавеской, невеста ждет, пока родственники жениха ее оценят, потом выходит и встречает стоя всех пришедших гостей.

В прежние времена невеста принимала гостей в доме своих родителей, потом приходил мулла и регистрировал брак, а жених все это время не появлялся ни разу. Молодые встречались только после того, как девушка выходила из дома за водой. Ее отвозили в дом молодого супруга, где продолжался праздник.

Во время современной свадьбы мать жениха подносит будущей невестке ложку меда, от которой та не имеет права отказаться. Мед символизирует сладкую счастливую жизнь в новом доме рядом с новыми родственниками. Невеста становится в угол и остается там до тех пор, пока не получит все подарки и не выслушает все поздравления. Еще один обычай, который сохранен и строго соблюдается и сегодня, – взять на руки маленького мальчика.

Невеста берет малыша и вручает ему небольшую денежную сумму. Принято считать, что после этого первенцем у молодоженов обязательно будет сын.

После свадьбы

У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.

Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.

По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.

Если следовать древним традициям, то только через год (или после рождения первенца) молодая жена могла проведать своих родителей, войдя в их дом. Все обычаи Ингушетии связаны с религиозными убеждениями. В их основе лежит пожелание богатства, счастья и здоровья.

В родительском доме молодые супруги получают значительные, довольно крупные дары.

В сельской местности это может быть крупный рогатый скот, а у тех, кто живет в городах, принято дарить деньги и ювелирные украшения. Современные молодые люди знакомятся порой без ведома родителей, и старшие не заставляют их вступать в брак против воли.

Это видео познакомит вас с национальными традициями ингушской свадьбы:

Главное, чтобы новобрачные были счастливы.

Конечно, все юноши, девушки, их родители помнят, чтят традиции и обычаи своего народа. Уважая старших, прислушиваясь к их мнению, жених и невеста сделают все так, как им посоветуют старики. В свою очередь, родители не препятствуют счастью детей, относятся к их желанию с пониманием и стараются помочь в организации и проведении свадебных торжеств, учитывая не только старинные обычаи, но и современные, новые идеи. Сегодня после торжественной регистрации молодые в сопровождении родственников и друзей могут позволить себе отправиться в ресторан, где все вместе будут пить вино, петь застольные песни, танцевать. Как правильно организовать веселье так, чтобы не обидеть стариков, не нарушить традиции? Спросить совета можно у тех, кто уже отпраздновал день рождения новой семьи или был организатором праздника.

Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы

Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии

Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.

Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.

После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.

Читайте также:  Коралловая свадьба - 35 годовщина брака

В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.

Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.

Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.

Ингушские свадьбы: традиции празднования, обряды

  • Главная
  • Услуги
  • Товары
  • Блог
    • Написать статью
  • Фото $data[‘seo’][‘keywords’] = “свадебный фотограф, фотограф на свадьбу, свадебная фотография, свадебное фото, свадебная фотосессия, фотостудия,фотограф в ЗАГС, свадебный фотограф Иваново, свадебный фотограф в Костроме, свадебный фотограф в Ярославле, свадебный фотограф во Владимире,свадебный фотограф в Кинешме, свадебный фотограф в Шуе, свадебный фотограф в Москве, свадебный фотограф в Санк-Петербурге, фотограф в Суздале, фотограф в Плесе, фотобудка,”; $data[‘seo’][‘description’] = “Фотограф Ваших чувств, – работает всегда в паре с любовью! Схваченные эмоции, трогательные и веселые моменты, приятные мелочи и важные детали, счастливые лица и радость в глазах – свадебные кадры!”;
  • Видео
  • Акции
    • На товары
    • На услуги
  • Новости
  • Справочник
    • ЗАГСы
    • Достопримечательности
  • Главная >
  • Блог >
  • Свадебный мир >
  • Ингушская свадьба традиции и обычаи

Ингушская свадьба традиции и обычаи

Народности Северного Кавказа свято чтут свои традиции. Это относится, конечно же, и к свадьбам. Ингушская свадьба традиции свои бережно чтит. В отличие от других народов, ингуши свои обычаи практически не меняют испокон веков. Старики передают своим потомкам обряды, те в свою очередь не нарушают их.

Подготовка к торжеству

В Ингушетии люди делятся по фамилиям, по роду. То есть знатный под или не известный. При выборе невесты жених должен обратить внимание на ее фамилию, чтоб не было совпадений и родства с ним.

Парень передает девушке конфеты через друзей. Если он девушке нравится, то она передает в ответ платки для него и для его друзей. Это означает, что девушка благосклонна к парню. После такого обмена возможно сватовство.

И вот невеста выбрана….. Уважаемые родственники будущего супруга едут в дом к предполагаемой невесте. Подходят к ее отцу и просят разрешения у него на то, чтоб взять в жены его дочь. Отец спрашивает свою дочь и жениха любят ли они друг друга. Если кто-то из них против, свадьба не состоится. Насильно замуж выдавать не будут, это тоже против традиций.

Сама церемония бракосочетания

Как правило, свадебные гуляния длятся до 10 дней. Так как после самой свадьбы проводят еще некоторые обязательные обряды.

Итак, длинный |свадебный кортеж| выдвигается из дома жениха. Возглавляет эту церемонию дядя или старший брат жениха. В доме невесты гостей встречают веселыми танцами. По приезду к дому избранницы, первыми из машины выходят, ранее определенные женихом парень и девушка. Девушка подходит к невесте и закрепляет иглу на подол платья, а так же дарит платок. Парень подводит невесту к авто и придерживает ее под локоть.

Эту роль жених отводит самому близкому своему другу или брату. В это время все приехавшие гости, и семья невесты рассыпаются в самых искренних пожеланиях счастья и здоровья родителям и молодым.

Отъезжая из родительского дома девушка не должна оборачиваться, чтобы не было разводов.

Прибытие невесты в дом жениха, по сути, и есть начало свадьбы.

Родственница со стороны жениха стелет под ноги прибывшей невесты коврик и кладет веник. Девушка должна его поднять и отложить в сторону. Другая сестра должна осыпать невесту конфетками и монетами, этим она принимала пожелания безбедной жизни и богатства. Еще молодая берет на руки малыша, обязательно мальчика, и дает ему деньги, таким образом, ей желают стать мамой сыночка, в Ингушетии это очень важно для любой девушки.

Мама жениха преподносит будущей невестке ложку меда. Отказывать нельзя, это символ счастливой «сладкой» жизни в новом доме с новыми родственниками. После, молодую невесту ставят в угол. Она стоит там пока все желающие не поздравят ее и не подарят свои подарки.

На свадьбах в Ингушетии не бывает свидетелей и развлечений, как у русских. Гости веселятся и танцуют и молодым этого хватает. Много танцев со всевозможными трюками отличает кавказские свадьбы. Жених на три дня уходит праздновать в дом к людям, которые помогали ему в подготовке к свадьбе.

В старину женщины и мужчины сидели в разных комнатах во время празднования, а так же молодые и пожилые тоже. В некоторых семьях сохранили эту традицию.

Все близкие друзья жениха и его семьи приходят в дом к его родителям. Их угощают самыми лучшими блюдами и напитками. Гости дарят родителям деньги в конвертах и много подарков.

Близким родственникам жениха сторона невесты дарит дорогие подарки. Это обязательно должны быть ювелирные украшения (как правило, с бриллиантами) и дорогая одежда.

Наряды для свадьбы обычно выбирают национальные, они смотрятся очень изящно и стильно. Классические одежды, свадебное платье и костюм жениха, то же допустимы. Это решают молодожены и их родители.

После свадьбы

Спустя несколько дней, молодая жена набирает чистую воду, обязательно в сопровождении молодых девушек и детей. И после, уже молодая семья ходит в гости в дома ко всем родственникам с обеих сторон.

Еще существует традиция не видеться жениху с родителями невесты вообще.

Первый раз прийти в родительский дом после свадьбы девушка могла не раньше чем через год, а может и после рождения первенца. Прийти в дом она должна с подарками. Одариваются не только родители, но и дяди, тети, братья, сестры и их детки. Еще она приносит угощенья, сладости, пирожки и т.п. Сопровождают ее женщины и дети со стороны мужа. В отчем доме замужняя дочь проводила больше месяца. Родители делают ответные подарки и дочке и ее новой родне. Обычно подарок должен быль существенным, например корова или буйвол. Так же этот подарок мог сделать и дядя невесты.

Обряды, проводимые ингушами на свадьбах, имеют религиозную основу. В содержании всех обычаев и обрядов скрывается пожелание молодым долгой, счастливой, богатой совместной жизни. Уважение к старшим, скромность и покорность – это и есть добродетели настоящей ингушской девушки.

Интересное видео по теме




Порядок проведения и особенности настоящей ингушской свадьбы: Обзор +Видео

Традиционная ингушская свадьба – это красивое зрелищное мероприятие, наполненное национальными традициями и обычаями. С самого отрочества детям прививали почет и уважение к негласным законам, на которых и стоится жизненный уклад ингушского патриархального народа.

Обряды празднования на ингушской свадьбе ярко отражают суть зарождения новой семьи. А длительный период подготовки помогает молодым людям войти в этот новый этап их жизни спокойно и безболезненно, понимая всю ответственность этого этапа.

Общие сведения

Культура ингушского народа

Еще с прошлых веков и по настоящее время семейный союз двух людей символизировал не только слияние двух сердец, но и скрепление двух родов. Поэтому к вопросу выбора будущей избранницы или избранника подходили с большой ответственностью. Учитывались при этом множество факторов, таких как: многочисленные родственные связи, родовая вражда. Клановые союзы, родственные взаимные договоренности, финансовое и социальное положение рода, и даже фамилии. Было запрещено вступать в брак людям с одинаковой фамилией. А также не приняты были неравные браки по материальному положению.

Прошли времена, когда молодых женили без их согласия. Если раньше основная часть браков совершалась по сговору родственников еще с малого детства. То сейчас молодой парень или девушка могут самостоятельно познакомиться. А полюбив друг друга, предоставить кандидатуру будущего супруга или супруги на одобрение главы семейства. Разводы в данной стране и по сей день не приняты и жестко осуждаются. Вдруг, все же семья распадается, позор ложиться не только на супругов, но и на их рода.

Читайте также:  Русская свадьба: традиции, свадебные платья в русском стиле

Знакомство и сговор

Свободное общение молодых парней и девушек в Ингушетии строго ограничивается. Поэтому любая свадьба считалась очень хорошим местом для возможности познакомиться с противоположным полом. Показать себя и присмотреть себе пару.

Готовились к свадебному мероприятию не только брачующиеся, но и приглашенная молодежь. Девушки своими руками шили красивые наряды, украшали вышивкой платки. А парни готовили развлекательную программу, писали остроумные речи и заводные конкурсы. Тем самым они хотели удивить незамужних молодых красавиц и вызвать интерес к своей персоне.

Как только молодой джигит понимает, что нашел и полюбил молодую девушку. Он рассказывает это своим родителям или старшим родственникам для рассмотрения ее кандидатуры. В этот момент родственники проводят тщательную оценку избранницы: социально-экономическое положение рода, характер, поведение и репутация девушки, внешний вид, ее состояние здоровья, желание и умение трудиться. В случае положительного ответа, молодой человек мог приступить к ухаживанию за девушкой.

В Ингушетии ухаживание проходит в необычной форме. Молодые при этом не встречаются лично. Молодой человек передает небольшие дары – сладости, выпечку, монеты через женщин или детей. Этим он как бы признавался девушке в своих чувствах и выражал надежду на взаимность. Если девушка была не против и согласна, со своей стороны она передавала будущему избраннику что- то из своих вещей. Обычно это были красиво вышитые носовые платки. Все это означало, что жениху можно было засылать сватов в дом избранницы.

Зоахахол или сватовство

Как правило обряд сватания старались проводить зимой или весной. Процесс сватовства состоял из двух этапов. Изначально в семействе жениха выбирался представитель, обладающий красноречием и умением расположить к себе. Затем в назначенный день представителя отправляли в дом будущей избранницы. В ходе его визита он заявлял о серьезном намерении молодого джигита жениться на их дочери, расписывал таланты и достоинства этого молодого человека, его финансовом благосостоянии и положении в обществе.

Родители невесты имели право сразу не давать ответа. В течение двух недель они могли проверять полученную информацию о женихе и его положении, оценить его род и принять окончательное решение. По истечению назначенного срока представитель жениха возвращался в дом невесты за окончательным ответом. В случае положительного ответа, назначался официальный день сватовства.

Назначение дня проходило сообща в форме обсуждения обеих сторон на клановом совете. Для этого собирались главы двух родов, а также уважаемые, мудрые опытные старейшины и духовные наставники. На этом собрании предоставлялись самые достоверные сведения о невесте и ее родственниках. Если в ходе обсуждения не находились весомые препятствия для слияния двух родов, назначались сваты.

В назначенный день в доме невесты собиралась ближняя и дальняя родня. Пелись национальные обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства жениха и юность, доброту невесты. После обмена приветственных речей обеих сторон, обязательно интересовались мнением будущей избранницы.

После этого жених должен был внести калым за невесту. Или еще это называлось Урду или плата за молоко. Это считалось своего рода выражение благодарности за воспитание и обеспечение дочери родным невесты. По суммам обычно сговору не было. Но условно нижняя планка всегда существовала, ниже которой было бы просто не прилично платить. Все зависело от финансовых возможностей избранника и его семьи. После получения калыма, девушка считалась сговоренной и переходило под покровительство жениха и его родственников.

Процесс подготовки и проведения

Подготовка к свадьбе

По старинным обычаям до дня свадьбы будущие супруги не должны видеться или даже встречаться на улице. Если пара живет в небольшом селе, то для соблюдения этой традиции приходилось даже вывозить жениха к родственникам в другого аула. Невеста в свою очередь, должна была избегать любого общения с молодыми людьми и мужчинами, держаться в стороне от увеселительных компаний, а также встречаться с родней будущего мужа любого пола. Иными словами, придерживаться табуирования. Не запрещено было общение и встречи с несовершеннолетними детьми. И поэтому именно дети являлись связующим голубями между парой или его родственниками.

Для подготовки свадебного торжества обе стороны молодых готовили продукты для угощения, запасались подарками и праздничными дарами для родственников и молодожёнов. За две недели до даты свадьбы невесту перевозили в дом к родственникам жениха, где она находилась до свадебной церемонии.

Приданное невесты

Сбор приданного для девочки начинали еще с детства. Большую его часть девушка должна подготовить сама своими руками: сшить, украсить вышивкой. Некоторые вещи заказывались у мастеров. С момента сватовства до свадьбы выделялось достаточно много времени, чтобы дополнить имеющее приданное и дополнить недостающими вещами. В основном в качестве приданного закупались хозяйственные товары, постельные принадлежности, ковры и личные вещи девушки.

Празднование ингушской свадьбы

Празднование свадьбы в основном проходили осенью после сбора урожая. Удобное время как правило назначали родственники жениха, учитывая готовность стороны невесты. Подготовкой к свадьбе стороны молодых занимались по отдельности. Родители и родственники невесты отмечают свадьбу один день. И как правило оно проходит без присутствия невесты. А гуляния у родственников мужа затягиваются до трех дней. Если в населенном пункте готовилась свадьба, то праздновали всем аулом. Приглашались не только друзья и дальние родственники, но и все соседи и даже случайные гости.

Перед регистрацией брака в загсе, к дому невесты отправлялся свадебный поезд. В нем приезжала в основном молодежь, кроме сестер жениха, которые оставались дома и готовили столы к празднику. Невеста до приезда должна была оставаться в тайном комнате, из которой ее выводили ближайшие родственники со стороны жениха или его брат.

Наряжали невесту в свадебный наряд в родном доме, где она дожидалась представителей жениха. Обязательным ритуалом было прикалывание к подолу свадебного платья иглы с белой нитью от сглаза и на будущее счастье молодых. А в бюст платья серебряную монетку, завернутую в кусочек белого бархата или шелка – для финансового достатка в семье. В дальнейшем, будучи женой, молодая хранила эти талисманы до конца своей жизни.

После того, как приезжали представители жениха, невесту выводили к гостям. Она по-своему уважительно приветствовала присутствующих. После чего муллой проводился брачный ритуал. Вместо жениха на этом процессе присутствовал старший родич. Именно после этого невеста становилась полноправной женой.

В течение всего празднования ингушской свадьбы невеста не видит своего супруга. Ему отводится отдельная комната, в которой он отмечает свою женитьбу. На протяжении всего торжества невеста является центром внимания приглашенных гостей. Она становиться в украшенный угол дома жениха и там одна принимает подарки и поздравления от друзей, гостей и родственников обоих сторон. В качестве подарков молодым дарят украшения и золото, деньги, изысканные вещи, ткани. В благодарность гостей угощают национальными блюдами, вином, сладостями и традиционной выпечкой. В обязательном порядке праздник сопровождался с национальным ингушскими танцами и песнями.

Интересные обычаи

Ингушские свадебные традиции отличаются оригинальностью. Вот некоторые из них:

  1. С начала 20 века молодая девушка, дающая согласие на брак, передавала своему будущему супругу помимо платков, еще и папиросы;
  2. Празднования свадьбы проводились по отдельности для мужчин и женщин, учитывая из возраст. Молодых определяли в одних домах, гостей в возрасте собирали в других;
  3. Для сладкой и спокойной жизни молодых, свекровь преподносила будущей супруге сына ложку меда, при входе молодой женщине через порог нового дома;
  4. Войдя в дом, молодая невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола и угостить его сладостями и одарить несколькими монетами. Это необходимо было для того, чтобы семейство одарено многочисленным потомством, а первенцем был мальчик и наследник;
  5. В течение всей свадьбы, молодой супруг после бракосочетания находился в кругу близких друзей, которые разделяли его радость и несли с ним ответственность данного момента.

После окончания празднования молодая супруга в сопровождении подруг или сестер мужа выходила из дома и направлялась к водоему за чистой водой. Там встречал ее уже супруг, и они уже вместе возвращались в свой дом.

Спустя год после свадьбы или после рождения первенца, молодая жена могла посетить отчий дом. До этого она должна была заниматься собой и своим здоровьем для рождения первенца. У родителей женщина получала от родных богатые подарки. Обычно это были крупная скотина, деньги или драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

В настоящее время под воздействием современности ингушские свадьбы подверглись изменениям.

  1. Кражам невест, а также сговоры в отрочестве или принудительные браки стали немыслимыми.
  2. Девушки и парни свободно видятся и общаются до свадьбы, не совместного проживания.
  3. Свадебное торжество в основном проводят совместно без деления на мужчин и женщин в ресторанах или на природе в шатрах;
  4. На свадьбе присутствует и невеста и жених. Не соблюдается трехдневный запрет на встречу молодожёнов.;
  5. Не запрещается встречаться и видеться молодой жене после вступления в брак. Она может в любое время навестить своих родных по своему желанию.

Но несмотря на это, красивая ингушская свадьба и шумная имеет свой колорит. Проходит она на ноте юмора и задора, на широкую ногу под поздравительные тосты и душещипательные поздравления. Такая свадьба не нуждается в развлекательных программах. Каждый приглашенный гость своего рода уже сам себе тамада, громкоголосый певец и искусный танцор.

Ингушская свадьба: важное событие в жизни семьи

Ингушская свадьба – большой, веселый праздник. Причем праздник этот был значимым не только для самой пары и членов семей жениха и невесты. Его всегда очень любила молодежь, которая охотно участвовала в подготовке к ингушской свадьбе. Девушки, например, вышивали платочки, кроили и шили платья, чтобы замечательно выглядеть. Это было важно, ведь на свадьбе юные ингушки запросто могли попасть в поле зрения семьи потенциального жениха. Парни они готовились к свадьбе, разрабатывая сценарии развлечений для свадьбы, чтобы гости не скучали. Также заранее готовились фразы для разговора с девушками во время зоахалола – обряда сватовства.

Как начинались отношения

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Как правило, сватались женихи зимой или в начале весны. А ингушскую свадьбу по традиции устраивали после всех работ на поле, то есть в середине осени. Конкретную даты свадьбы назначали родные со стороны парня, но и мнение родных девушки принималось во внимание. Подготовив все необходимое для торжества, родственники будущего мужа отправляли своих стариков для того, чтобы согласовать детали свадьбы и точное время ее проведения. То, каким будет окончательное решение, зависело от готовности приданого ингушской невесты и от того, когда приедут на свадьбу родственники девушки.

Непосредственно к свадьбе в Ингушетии готовились все сами, поскольку отмечали свадьбу одновременно и в доме парня, и в доме девушки. В доме парня свадьба длилась три дня, а у невесты – один день. Невесту сразу везли в дом жениха, но праздничное мероприятие начиналось еще до ее приезда. Свадьбе предшествует еще и йоссаяр – это обычай везти невесту в дом какого-то друга или родственника жениха. После этого, через пару недель, будет назначена свадьба.

За день до торжества родные жениха отправляли родным невесты хьоалчах в виде баранов, мешка муки, сахара или других продуктов. Отец девушки мог отказаться от даров, нельзя было отказываться лишь от баранов. В доме невесты собирались все ее родные, друзья мужчин семьи и соседи. Близкие родственники перед свадьбой приезжали к жениху, чтобы помочь подготовиться к этому знаменательному событию. Большие знаки внимания оказывались не только родным, но и всем родственникам со стороны зятьев, снох и, непременно, старикам.

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Читайте также:  Приметы при регистрации брака

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

Современная версия ингушской свадьбы

В настоящее время церемония бракосочетания в Ингушетии проходит по-другому, некоторые традиции остались в прошлом. Но, как и прежде, не могут пожениться между собой однофамильцы. Даже если однофамильцами являются мать, бабушка или прабабушка парня и его избранница, брак невозможен. Поэтому ингушам не очень легко найти невесту, которая бы не была его дальней родственницей. После того, как невеста выбрана, происходит сватовство. Пожелания молодых учитываются, и поженить детей против их воли родители не стремятся.

На ингушской свадьбе нет необходимости в специальной развлекательной программе, ведь праздник и так насыщен радостью встреч и общения. Гости веселятся непринужденно, без тамады. Жених появляется в своем доме только на третий день свадьбы, до этого парни, как и в прежние времена, празднует столь важное событие в доме у родственников или соседей. Постепенно его родственники приходят в дом родителей жениха, чтобы поздравить пару. Невеста дарит подарки родственникам жениха, а они ей, в свою очередь, преподносят в подарок ювелирные украшения из золота.

Свадьба длится несколько дней, да и после свадьбы по традиции еще продолжаются различные обряды. С давних времен сохранился обычай хождения за водой. Через две недели после свадьбы невеста в сопровождении юных подружек и детей идет набирать воду. После этого молодые муж и жена ходят по гостям – посещают своих родственников. Каждая пара начинает свою семейную жизнь с этих традиционных праздничных мероприятий.

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ, И ТАБУИРОВАНИЕ ИМЕН.

На свадьбе невеста обычно мало говорила, а при пожилых и старших молчала. С таким же молчаливым почтением относилась и к мужчинам — родственникам, друзьям жениха. Как только прибывал свадебный поезд, невесту приводил за руку один из ближайших родственников (не член семьи) — юноша и заводили ее в одну из предназначенных для нее комнат. Если гостей бывало много и в доме тесно, ее помещали в комнату, где находились женщины. Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик. Через не которое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой. Но невеста упорно молчала, на все шутки отвечала лишь улыбкой, что означает знак уважения к братьям, друзьям мужа. Молодежь всячески пыталась добиться от нее хотя бы одного слова, что означало «развязывание языка». Молодежь обычно шутит: «Может быть, наша невеста немая, а может быть — глухая». Просят ее угостить их водой и предложить им выпить ее, иначе они отказываются пить. В конце концов невеста вынужденно говорит: «Пейте воду» («хий мала»), и удовлетворенные друзья, братья отпивают глоток воды и, благодарные, одаривают невесту деньгами. Невеста отказывается, а молодые люди кладут их ей в сумку. С этих пор они становятся «друзьями», их взаимоотношения упрощаются.
Одним из распространенных и стойких запретов среди ингушей как был запрет для мужа и жены называть друг друга по имени.
Муж и жена в разговоре с другими людьми избегали даже употребления слов «мой муж», «моя жена». Они обычно использовали прием косвенных описаний и характеристик, таких как цIен-нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), сесаг (женщина, же на), цIагIараяр (та, которая в доме) или къонах (мужчина), нов-къост (товарищ), берий да (отец детей), саг (человек), тха цIа-гIарвар (тот, который в нашем доме)*. Табу соблюдалось как при посторонних, так и в присутствии взрослых детей. Жена в присутствии посторонних при муже не садилась. При его появлении она должна была встать и уступить ему место, а в пути — идти позади него. В старшем возрасте она шла с левой стороны от него. В присутствии старших или чужих она не садилась и за один стол с мужем. Профессор Н. Ф. Яковлев отмечает, что в присутствии почтенных, старых людей супруги избегали даже говорить друг с другом*. Когда один из супругов болел или даже умирал, другой должен был сохранять сдержанность. Жена, в частности, не должна была плакать или как-то по-иному открыто проявлять свое горе даже на похоронах. Она уходила туда, где нет людей, и только там, наедине с собой, оплакивала свое горе. Муж на похоронах супруги держался в стороне от всех присутствующих. Из уважения к его горю его освобождали от всех забот по организации похорон. Церемонией похорон руководил свекор умершей или один из братьев мужа.
Широкое распространение у ингушей имело избегание между снохой и родственниками мужа. Наиболее продолжительным было избегание ею свекра и почтенных стариков тайпа. Сноха соблюдала табу имен всех старших мужчин и женщин, близких родственников мужа. Свекра снохи обычно называли отцом («да»), дедом («дада», «дади»); свекровь — «нани», «нана» (бабушка, мать). В их присутствии сноха не садилась, была безмолвна. Продолжительность избегания молодой снохой свекра или свекрови в рассматриваемое нами время уже во многом зависела от поведения самих стариков. Иной свекор уже через некоторое время после свадьбы заходил в комнату, где находилась невестка, и просил оказать ему ту или иную услугу: подать воды, налить чай. Эта просьба была предлогом, чтобы заговорить со снохой и прекратить избегание и молчание. Невестка после некоторого сопротивления подавала голос и начинала односложно отвечать на вопросы свекра, заставлять старика долго себя упрашивать неудобно. Но и в дальнейшем она оставалась с ним немногословной и старалась не докучать ему.
Обычай почтительного молчания невестки со свекром соблюдался в отдельных семьях годами или даже всю жизнь.
Блюсти молчание со свекровью было труднее, чем со свекром. Женщины совместно участвовали в домашнем хозяйстве, сноха выполняла все распоряжения свекрови, выслушивала ее советы. Свекровь вскоре после свадьбы, а то и в дни свадьбы заставляла невестку «мотт баста» («развязать язык»). Если это происходило не в дни свадьбы, то свекровь организовывала в процессе этого обряда праздничное угощение. Резали барана или птицу, приглашали близких родственников и соседей. Свекровь при этом дарила снохе подарок, который, правда, не был обязательным. Обряд происходил следующим образом. К столу приглашалась сноха. Свекровь и гости выражали ей добрые пожелания. На этом торжестве свекровь преподносила подарок и тут же просила ответного слова. Тем самым невестка якобы «развязывала язык» («мотт боастар»). После этого невестку сажали за стол вместе с молодыми женщинами, а старшие размещались за отдельным столом. Невестка обслуживала обычно оба стола*.
И тем не менее, называть имя свекрови, свекра и их родителей (живых и мертвых) сноха не могла даже за глаза. Она избегала называть по имени и подростков мужниной родни. Если она это делала, то считалось, что она проявляет неуважение к родным мужа и собственную невоспитанность.
При упоминании имен родителей мужа, его дедушки и бабушки, а так же всех его известных предков, пусть даже давно умерших, благовоспитанная, по старым представлениям, женщина выражала свое почтение вставанием. Однако при соблюдении данного обычая высоко ценился такт, умеренность, искренность. Представляясь в незнакомом обществе, женщина, извинившись, могла назвать имя мужа или его родных. Женщина, которая не умела пользоваться этим правом и называла их изобретенными именами — эвфемизмами, вызывала смех, насмешки. Так, невестка Оалхазара (оалхазар — птица) Аушева из села Экажево представлялась при знакомстве: «Сигала гIолла лелачун нус я со» — «Я сноха летающего по небу»*. Табуирование имен часто приводило к смешным ситуациям, рассказы о которых потом передавались из уст в уста и сохранялись в народной памяти. Снохи Угурчиева Сайта не произносили слово «хох» — «лук», так как их свекровь звали Хох. Все они вместо табуированного «хох» употребляли эвфемизм — «кIом-бар — «горький»
Так называемые эвфемистические имена, как известно, по характеру своего образования могут быть самыми различными. Они могут основываться на внешнем признаке или особенностях характера человека: зIамига саг (молодой человек) или кIаьнк (мальчик), куравар (гордый), хозавар (красивый), йоI (девушка), йиIиг (девочка), дошув (золото) и др. Часто использовали неполные, ласкательные формы имен.
мена могли основываться на указании отношения к лицу, имя которого для невестки не было запретным: Хьавай мар — «супруг Хавы», Маржана нана — «мать Маржан», Хьавай да — «отец Хавы»; на указание рода занятий, профессии, хьехархо — «учитель»; названий места жительства: вотзгалеравар — назрановский, гIалийтIараяр — городская. Распространены были также имена родственников мужа, основанные на родственных отношениях — «наьна-йиша» (сестра матери), «наьна-воша» (брат матери), «шуча» (двоюродный брат или сестра по материнской линии), «воша» (брат) и др.
Мужчины, зятья также сталкивались со всякого рода запретами. В частности, они должны были избегать стариков со стороны невесты. При вынужденной встрече с ними, а также при общении с более молодыми родственниками жены они должны были быть немногословными и почтительными. Готовность быть им полезными, прийти на помощь в случае малейшей нужды считалась важнейшим качеством хорошего зятя.

Со временем зять мог непосредственно обращаться с отцом жены, ее дядями (но не дедом), но с тещей и старыми тетками жены он мог не видеться на протяжении всей своей жизни. Нарушение этого обычая, правда, никогда не считалось вызовом общественному мнению. Его соблюдали в зависимости от семейных традиций и в прежние времена, а в наше время он очень часто не соблюдается совсем. Иногда мать невесты, естественно, интересуясь избранником дочери, по инициативе молодых женщин — младших дочерей, снох, племянниц, старается незаметно посмотреть на зятя. Но чаще в среде, где так высоко ценилось самообладание, умение владеть своими чувствами («дог дIахайташ яц»), проявление такого интереса не одобрялось. Зять оставался сдержанным и почтительным со старшими братьями и сестрами жены очень дол го, а то и всегда: не садился в их присутствии, даже если они предлагали ему это сделать, был немногословен и всегда предупредителен. В дальнейшем, если зять сумел себя хорошо зарекомендовать, отношение к нему становилось более снисходительным: он уже не юнец, показал себя, хватит с него. Эти обычаи ингушей сходны, по мнению М. О. Косвена, с обычаями чеченцев и адыгов*. К тому же выводу приходит и А. А. Исламов* В присутствии родных, как своих, так и жениных, мужчина должен был быть очень сдержанным и с собственными детьми. Он не брал их на руки, не ласкал, не утешал плачущих, не помогал нуждающимся в помощи. По отношению к ним он всегда был требователен и внешне грубоват. Присутствующие понимали истинные чувства отца и его самообладание и поэтому негласно одобряли его. Отец, выражавший на людях свою любовь к ребенку, беря его на руки, сажая на колени, проявлял, по мнению ингушей, слабость, неумение владеть своими чувствами. Дед, в отличие от отца, мог позволять себе такую слабость: он ласкал, целовал детей, брал их на руки, сажал на колени, давал гостинцы. Однако с детьми дочери на людях он был более сдержан, чем с детьми сына: то — «наьха нах» — «чужие люди» (иного тайпа), а эти «ший нах» — «свои люди» (своего тайпа).
Все описанные формы избегания и табуирования антропонимов являются не просто элементами народного этикета, но пережитками прошлого патриархального строя, генетически отражавшими смену матрилокального поселения патрилокальным и матрилинейного счета родства патрилинейным.

Добавить комментарий